Подходы к решению проблемы в рамках КПТ

Автор: Чернявская Вероника Вадимовна
Каждый человек, испытывая определенные трудности (или даже имея, установленный специалистом, диагноз), задается вопросом: "А как мне помогут?". Эта неизвестность пугает и часто мешает определиться с выбором направления и специалиста.

В рамках КПТ (когнитивно-поведенческой терапии) есть определенные техники по работе в направлениях запроса клиента.

1. Генерализированное тревожное расстройство (ГТР):
Общие признаки: чрезмерная тревога и волнение по поводу различных жизненных ситуаций или событий; двигательное беспокойство; возбужденность или нервозность; легкая утомляемость; трудности с концентрацией внимания; раздражительность; тревожный сон.

В работе делается акцент на обучении человека более реальной оценке угрозы опасности в различных жизненных ситуациях. В том числе, укреплении способности справиться с угрожающими ситуациями.

2. Паническое расстройство (панические атаки):
Общие признаки: панические атаки, во время которых человек может чувствовать учащенное сердцебиение или ускоренный пульс, трудности с дыханием, ощущение удушья, боль в груди, тошноту или боль в животе, слабость, головокружение или ощущение потери сознания, ощущение нереальности, страх потери самообладания, смерти или впадения в безумие, повышенное потоотделение, дрожь, онемение ног и рук, дрожь или жар.

В первую очередь, подвергаются проверке катастрофические толкования человека, полагающего, что определенные факторы служат признаком надвигающейся беды.

3. Социальная фобия (социофобия, социопатия):
Общие признаки: сконцентрированы вокруг страха испытать внимание со стороны окружающих в сравнительно малых группах людей, что приводит к избеганию общественных ситуаций. Фобии обычно сочетаются с заниженной самооценкой и боязнью критики. Они могут проявляться жалобами на покраснение лица, тремор рук, тошноту или императивные позывы к мочеиспусканию; симптомы могут прогрессировать вплоть до панических атак.

Работа опирается на когнитивную перестройку, обучение техникам снижения тревожности и вступления в социальные контакты для эффективного взаимодействия с людьми.

4. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР):
Общие признаки: пугающие образы и влечения; компульсивные поступки (ритуалы); навязчивая проверка собственных действий; страх неприятностей, загрязнения или заражения; необъяснимое стремление что-либо считать; чрезмерная организованность и педантичность; перфекционизм в отношениях, работе и даже в отдых; «застревание», «зацикливание» на своих мыслях.

Тут делается акцент на том, что проблема заключается в образе мышления, а не реальных трудностях, которые человек пытается нейтрализовать своим поведением и попытками контроля мыслей. Работа основывается на проведении эксперимента и предупреждении стандартного эмоционального ответа.

5. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР):
Общие признаки: повторяющиеся, непроизвольные, навязчивые тревожные воспоминания; повторяющиеся тревожные сны (например, ночные кошмары) на тему события; человек действует или ощущает себя так, как будто событие происходит снова; это могут быть разные ощущения, от флешбэков до полной потери осознания окружающей действительности.

Кроме обучения техникам снижения тревожности и избавления от повторяющихся образов, работа строится на изменении значения, которое человек придает травматическому событию.

6. Проблемы в отношениях с партнером:
Зависимые, деструктивные и дисгармноничные отношения (отсутствие взаимопонимания, недоверие, неуважение к партнеру, несоблюдение личных границ, дистанцирование и пр.).

Работа сфокусирована на принятии ответственности за изменение своих дисфункциональных мыслей, ожиданий, убеждений и интерпретаций в отношении партнера и его поведения.

7. Расстройства приема пищи:
Анорексия, булимия, отсутствие аппетита, лишний вес, бесконтрольное переедание.

Комплексный подход строится на изменении дисфункциональных убеждений о пище, массе тела и самом себе (так же проводится работа с самооценкой и принятием своего тела и внешности).

8. Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ:
Алкоголь, наркотики, никотин и прочие ПАВ.

Упор делается на выявлении и проверке мыслей, приводящих к потреблению психоактивных
веществ, изменении соответствующих убеждений и обучении навыкам отказа от употребления, профилактики рецидива.

9. Расстройства личности:
Антисоциальное расстройство личности (АРЛ); тревожное расстройство личности (ТРЛ); пограничное расстройство личности (ПРЛ); зависимое расстройство личности (ЗРЛ); истероидное расстройство личности (HPD); нарциссическое расстройство личности (НРЛ) и пр.

Работа строится на оптимизации жизнедеятельности, развитии и обучении в ходе терапии, переосмыслении жизненного опыта и изменении глубинных убеждений.
Made on
Tilda